Редактор

С. Г. Дьячков

 

 www.samtel.ru/~dyachkov

Газета общественной организации инвалидов г.  Тольятти "Фонд Дьячкова"

 

line2_4.gif

 Наш адрес: 445040,
г. Тольятти,
а/я 3031
тел.: 32-63-48
Наш индекс:  72672 
Цена свободная
 

 

tn_a12.gifКолонка редактора

tn_a12.gifВаши права 1 стр. и 2 стр.

tn_a12.gifСтенка

tn_a12.gifИнтервью с Веной

tn_a12.gifОткрытое письмо

tn_a12.gifВести отовсюду

tn_a12.gifИнформация, объявления

Открытое письмо общего собрания Самарской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов "Единство"

   ООИ - это наиболее целесообразная организационно-правовая форма, позволяющая инвалидам решать свои проблемы. Но, инвалидам, по сравнению с обычными здоровыми людьми, намного сложнее реализовывать себя. Помимо моральных барьеров существенны материальные и физические затраты на достижение целей выживания в сегодняшних условиях. Государство не справляется с такой громоздкой задачей, как содержание инвалидов. За рубежом принято считать - "Лучше помогать инвалиду, чем его содержать". У нас этому мешает устоявшееся мнение, что инвалид не способен добиваться результатов наравне со здоровыми. Отсутствует чёткая позиция государства в области социальной зашиты инвалидов, которая должна быть выражена определённо и конкретно. Противоречивое, постоянно меняющееся налоговое законодательство не позволяет планировать работу организаций даже на два года вперёд.

    Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ" устарел и вошёл в противоречие с идеологией новых законов, либо это новые законы игнорируют специальный закон. Отсутствие и в нем, в законе "Об общественных объединениях" и в Гражданском Кодексе РФ чётких определений приводит к постоянным недоразумениям на местах.

   Особенно сложно работать с налоговым законодательством. Отдельные главы НК по-разному интерпретируют статус ООИ при предоставлении льгот. Особенно острые споры вызывает вопрос о количестве работников инвалидов в ООИ. Безграмотное смешение понятий "член-инвалид" и "работник-инвалид" постоянно приводит к разбирательствам с налоговыми органами, когда приходится доказывать права на льготы. Необходимо в законе дать чёткое определение ООИ, в котором в одном месте указать процентный состав членов-инвалидов и закрепить норму об отсутствии требований к количеству работников-инвалидов.

    Очень много вопросов возникает с отчётностью, в том числе бухгалтерской и статистической. Должен вестись раздельный учет по социальной и предпринимательской деятельности. Иногда их невозможно разделить. Например, выпускается газета на средства полученного Гранта и распространяется между инвалидами бесплатно, - к какому виду деятельности отнести этот процесс. По логике - это чистейшая социальная деятельность, соответствующая Уставу.

   Государство выделило инвалидов в отдельную социальную группу и продекларировало их особую защиту, в том числе путём ратификации некоторых деклараций и Конвенций международных организаций. Льготы по налогообложению, как разновидность государственной поддержки, адресованы одной и той же категории граждан - инвалидам и поэтому не могут зависеть от статуса ООИ или иных произвольных критериев. ООИ создаются в целях зашиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, то есть выступают формой социальной зашиты инвалидов. К сожалению, при принятии законов законодатель "забыл" о сути ООИ и не счёл необходимым учитывать увеличенный объём проблем, который приходится решать инвалидам в условиях рыночной экономики, когда резко снизился уровень их социальной защищённости и конкурентоспособности на рынке труда.

    Конституционный суд РФ уже неоднократно указывал, что принимаемые законы о налогах должны быть конкретными и понятными. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причём, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности таких актов толкуются в пользу плательщика. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

   На практике всё происходит с точностью до наоборот.

   Подпунктом 2) пункта 3 статьи 149 НК РФ установлено:

   3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:

    2) реализация (в том числе передача, выполнение, оказание АЛЯ собственных нужл) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров, по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению ОООИ), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических операции), производимых и реализуемых ООИ: общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы ООИ), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%; организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абз.2 настоящего полпункта ООИ, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты груда не менее 25%;..

   Подпунктом 7 статьи 149 НК РФ установлены дополнительные ограничения.

   Освобождение от налогообложения в соответствии с положениями настоящей статьи не применяются при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено настоящим Колексом.

   До 01.01.2001 г. действовавший Федеральный закон "О налоге на добавленную стоимость" освобождал ООИ от уплаты НАС с теми же ограничениями. Но статья 26 ФЗ "О введении введении в действие части второй Налогового Кодекса РФ и ..."лишает ООИ льгот по НДС как таковых.

   Статья 26. Установить, что ло 01.01.2002 г. положения полпункта 2) пункта 3 статьи 149 НК РФ распространяются на организации, использующие труд инвалидов (по перечню, утверждённому Правительством РФ) при соблюдении ими условий, предусмотренных абзацами 1 и 3 полпункта 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

   Абсолютно некорректная юридическая конструкция данной нормы не позволяет однозначно понять и уяснить смысл статьи, что приводит к самым различным толкованиям, в том числе расширительным и дискриминационным для ООИ. По логике статья 26 не имеет никакого отношения к ООИ, которые не являются работодателем, обязанным квотировать рабочие места для инвалидов. На практике налоговые органы решили, что освобождению от уплаты НАС подлежат только организации (одинаково коммерческие и некоммерческие), внесённые в перечень Правительства. Такого перечня нет, значит, все ООИ обязаны платить НАС. со всех операций в общем порядке, включая безвозмездную помошь. Следовательно - эта норма изначально носит дискриминационный характер, поскольку в соответствии с ней устанавливаются различия при предоставлении государством льгот в поддержку инвалидам. Это прямое нарушение конституционного принципа равенства, а также принципа соразмерности налогов и возможности налогоплательщика платить эти налоги.

    Дискриминационный характер носят нормы, освобождающие ООИ от уплаты налогов в зависимости от видов деятельности. Чёткого определения посреднических услуг, перечня минерального сырья и других полезных ископаемых в законодательных актах нет. Перечни, утверждённые Правительством РФ, расплывчатые и неконкретные.

   Сравнение конструкций и содержания норм по трём налогам показывает, что законодатель не имеет чёткой однозначной позиции по такой категории юридических лиц как ООИ. Это, в свою очередь, приводит к произвольному восприятию и расширительному толкованию_ исполнительным органом перечисленных выше ограничений.

   Часть вторая Гражданского Кодекса РФ необоснованно устанавливает ряд ограничений на виды деятельности, которыми не могут заниматься ООИ, будучи некоммерческими организациями. Статья 1015 ГК РФ - ООИ не МОГУТ выступать в качестве Доверительного управляющего по соответствующему договору. Хотя теоретики права справедливо указывают, что конструкция доверительного управления является весьма удобной для благотворительной деятельности. Потому что побудительным мотивом для учреждения доверительного управления может быть желание собственника без особых для себя забот оказывать материальную помошь за счёт своего имущества, оставаясь его собственником.

   Статья 1027 ГК РФ ограничивает субъектный состав по договору_ Коммерческой концессии, а статья 1041 ГК РФ препятствует участию ООИ в договоре простого товарищества. Доходит до абсурда - собственники имущества и производственники_согласны работать с ООИ, разумеется, не без выгоды для себя, а закон безосновательно запрещает помогать инвалидам такими удобными для всех сторон способами. Создать на базе действующего законодательства стабильные партнёрские отношения крайне сложно. Нас вынуждают только к одному - стоять с протянутой рукой.

   ООИ обладают обшей право- и дееспособностью с момента государственной регистрации, как любое юридическое лицо. Но, ООИ несут повышенную, по сравнению с коммерческими организациями, ответственность за нарушение и невыполнение уставных задач. С чем тогда связаны ограничения видов деятельности?

   Не решён законодательно вопрос о том, каким образом ООИ должны подтверждать свои права на льготы. На местах от нас требуют, причём все фонды и налоговые органы, ежегодного получения прав на льготы. Законом такое подтверждение не требуется. Напротив, закон даёт льготу конкретной организационно-правовой форме - ООИ, в которой должно быть не менее 80% инвалидов-членов. На местах исполнительные органы требуют от ООИ ежегодно и даже ежеквартально подавать заявление с просьбой о предоставлении льготы. Эти проблемы чаше всего решаются через суд. Также законом не установлено, в какой форме член организации должен подтверждать свою инвалидность. На практике при вступлении в члены организации от инвалида требуется заявление и копия справки, подтверждающую инвалидность. Копия справки хранится в организации. Последнее время от нас начали требовать нотариально заверенных копий справок. Это практически невозможно, так как некоторые инвалиды лежачие и для них обременительно вызывать нотариуса. Мы считаем, что если у проверяющих органов возникают сомнения в подлинности справок, они должны сами делать запросы в органы социальной экспертизы.

   Всё вышеуказанное лишь часть проблем, с которыми постоянно сталкиваются ООИ. Постоянные дебаты и разбирательства с различными органами исполнительной власти создают излишнюю нервозность, которая сказывается на здоровье людей и на результатах деятельности организации.

   Мы уже не просим финансовой помощи, мы просим дать нам законную возможность жить полноценной жизнью и самим зарабатывать на себя и на тех, кто не может работать, но с учётом тех объективных трудностей, которые стоят перед нашей социальной группой.

Главная

Публикация

Чат

Форум

Гостевая

 Web-дизайнер Для писем

Hosted by uCoz