"ВМЕСТЕ" - ГАЗЕТА ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВАЛИДОВ ТОЛЬЯТТИ "ФОНД ДЬЯЧКОВА" | ||
|
поиск на Yandex | архив |
газета издается с января 1995 года |
|
№ 12 (132) 2003 г. |
Благо - не всякая жизнь, а жизнь хорошая. Сенека |
|
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: |
Рядом с великими | |
К 125-летию со дня рождения Б. М. Кустодиев Замечательный русский художник Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани 23 февраля 1878 года в семье учителя. Мальчику не было ещё двух лет, когда отец его умер. Склонности к рисованию, к художественному творчеству проявились у юноши ещё в детские годы, а в 18 лет он отправился в Петербург и поступил в Академию художеств. Уже на втором курсе Борис Кустодиев перешёл в мастерскую знаменитого И. Е. Репина, и вскоре Репин пригласил его принять участие в работе над большой заказной картиной "Заседание Государственного Совета". В поисках материала для выпускной работы молодой Кустодиев отправился в Костромскую губернию, где познакомился со своей будущей женой Юлией Прошинской. В январе 1903 года Кустодиев женился и в октябре получил вместе со званием "художник" золотую медаль и бесплатную творческую командировку на 1 год в страны Европы. Супруги с новорождённым сыном отправились в Париж, потом была Германия и Италия. Борис Кустодиев увлечённо работал, знакомясь с искусством великих живописцев прошлого, и всё же ему хотелось поскорее вернуться в Россию к родимой природе, к ярким краскам самобытных образов своего народа. Вернувшись в родные края, Кустодиев пишет жизнерадостные картины. Имя молодого художника становится известным. Обаятельный, слегка застенчивый, обладающий чувством юмора и неуёмным жизнелюбием, Кустодиев не оставляет кисти по 12 часов в день. В 1909 году Российская Академия художеств избирает 30-летнего художника Академиком живописи. И в этом же году проявляются первые зловещие признаки болезни - стала болеть рука, появились головные боли. Кустодиев продолжает рисовать, болезнь не отступает, но память и талант сохраняются. Его картины, как и прежде, пронизаны светом, солнцем, сверкают яркими красками. По настоянию врачей Кустодиев уезжает за границу для лечения, иногда наступало облегчение, однако, ненадолго. Но и на чужой земле Кустодиев творит. В швейцарском санатории он рисует по памяти своих первых "купчих", вскоре ставших знаменитыми. Художник в коляске - ноги в параличе. Врачи рекомендуют прервать рисование. Но его жена, сознавая, как сохранить мужа, как уберечь его от бездеятельного отчаяния, настаивает: "Рисуй!" Иногда художник плакал от боли, но всегда радовался работе. 15 лет творил Кустодиев, будучи прикованным к креслу. Кустодиевых часто навещали друзья, знакомые. Иногда кто-то из них жаловался художнику, словно распятому на инвалидном кресле-каталке на свои беды и житейскую несправедливость. В ответ больной Кустодиев заряжал их своей верой в жизнь, не ограничиваясь вежливыми словами безразличного сочувствия. Октябрьскую революцию в России в 1917 году художник не отвергает. В первые послереволюционные годы он создал много портретов. Среди них совместный портрет двух совсем молодых учёных П. Капицы и Н. Семёнова, словно чувствует их одарённость (много лет спустя эти учёные стали лауреатами Нобелевской премии). Кустодиев решает написать, портрет Ф. И. Шаляпина. Портрет-картина великого артиста получился прекрасным — одно из лучших изображений Шаляпина в живописи. Неизлечимая болезнь, трудные революционные потрясения не сломили художника, и его многочисленные полотна не несут даже следов ущербности и пессимизма. В 20-е годы появляются наиболее примечательные его картины: "Купчиха на прогулке", "Купчиха с зеркалом", "Русская красавица". Чувствуя, что силы из-за неослабевающей болезни уходят, он совершает путешествие на Волгу, чтобы попрощаться с великой русской рекой. Художник успевает проститься и с любимыми картинами Эрмитажа. Друзья, организовавшие ему поездку в Петербург, прокладывают на мраморных лестницах величественного музея доски, чтобы Кустодиев мог в своём кресле-каталке побыть несколько часов возле творений Тициана, Веласкеса и особенно дорогого для него Рембрандта. В 1926 году прощальный аккорд большого мастера -одно из самых известных полотен Кустодиева "Русская Венера". Мужественный художник, много лет сопротивлявшийся беспощадной болезни, не мог просто существовать, а не жить. И когда он почувствовал, что болезнь полностью овладела им, и он не может творить, жизнь для художника кончилась. Борис Михайлович Кустодиев скончался 26 мая 1927 г., когда ему было только 49 лет. Лучше всего о своих произведениях незадолго до кончины художник сказал сам: "Я хотел выразить в моих вещах любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, "русскому" - это всегда был единственный "сюжет" моих картин...". Если вам доведётся быть в Третьяковской галерее в Москве, в Русском музее в Петербурге, в других художественных музеях, и вы встретитесь с картинами Кустодиева, вы наверняка согласитесь с самооценкой замечательного русского художника, которому судьба отпустила и радости творчества, и страдания от тяжёлой болезни. Г. Подейко
Инвалид Владимир Бородин из деревни Маяна, расположенной в 520 километрах южнее Красноярска, самолично разработал себе протезы рук. Несколько лет назад пенсионер сильно пострадал в автокатастрофе. Сейчас всё своё свободное время он занят выращиванием яблок на своём участке и в оранжерее. На снимке: Владимир Бородин пишет письмо родственникам. | ||
"ВМЕСТЕ" - ГАЗЕТА ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВАЛИДОВ ТОЛЬЯТТИ "ФОНД ДЬЯЧКОВА" |
e-mail: vmeste@attack.ru | web-дизайнер: Аистов Николай (инвалид I-й гр., "шейник") |