Редактор

С. Г. Дьячков

 

 www.samtel.ru/~dyachkov

Газета общественной организации инвалидов г.  Тольятти "Фонд Дьячкова"

 

line2_4.gif

 Наш адрес: 445040,
г. Тольятти,
а/я 3031
тел.: 32-63-48
Наш индекс:  72672 
Цена свободная
 

 

 Плач по экологии 

или ликбез для безразличных 

   Социологи утверждают, что крик образованного ума способны понять не более одного процента людей, а среди людей действия – в десятки раз меньше. Ужасно! Неужели мы не видим жгучих проблем нашего бытия, неизбежности экологической катастрофы, ухудшения качества физиологического и психического здоровья, невозможности устойчивого развития человека, его надежды выжить?

   Уже не секрет, что также как для прежней партократической, так и для нынешней буржуазной элиты имеются отдельные водопроводы, куда поступает чистейшая вода, на специальных полях и фермах производят экологически чистые продукты.

   Что им до нашей жизни, напоминающей огромные авгиевы конюшни? И до сих пор нам стараются внушить, будто нет у нас Геракла, чтобы раз и навсегда повернуть реку и мощным потоком вынести дерьмо, что копилось у нас годами. Рыба гниёт с головы, а чистят её с хвоста. Если мы сами не начнём чистку, вряд ли кто-то со стороны обеспечит нам благосостояние.Что им до нашей жизни, напоминающей огромные авгиевы конюшни? И до сих пор нам стараются внушить, будто нет у нас Геракла, чтобы раз и навсегда повернуть реку и мощным потоком вынести дерьмо, что копилось у нас годами. Рыба гниёт с головы, а чистят её с хвоста. Если мы сами не начнём чистку, вряд ли кто-то со стороны обеспечит нам благосостояние.

   Экология человека – вопрос, которому до сего времени не уделяли внимания. Мы живём, не воспринимая город как свою землю. Превратили его в деловое помещение, по которому носимся как угорелые. Мало просто эмоционально утверждать, что наша задача – сохранить окружающую среду; вопрос значительно серьёзней. Мы обязаны создать жизнеспособных потомков.

   Ещё в начале 70-х годов природная среда Тольятти перешла рубеж, когда восстановление и самоочищение экосистем были способны нейтрализовать вредные воздействия. В ближайшие десятилетия был достигнут предел, и начинается необратимый экологический, экономический и физиологический ущерб.

   Отрицательное влияние факторов внешней среды является главной причиной роста числа детей-инвалидов с умственными и физическими дефектами. Практически каждый шестой ребёнок стоит на учёте в поликлинике

   К десятому классу у нас остаётся только один процент здоровых ребят. Мы создаём ущербную популяцию, общество слабоумных и больных.

   Анализ карт аномалий показывает: расширяются площади мёртвых земель, служащих источником загрязнения. Атмосфера города поражена окислами азота, аммиаком, формальдегидом. В почве повышенное содержание тяжёлых металлов. В овощных культурах превышены концентрации хрома, меди, кадмия…

   Сообщаю несведущим: хром – сильнейший канцероген, кадмий способствует развитию гипертонии, заболеванию почек, медь – нарушению деятельности печени, свинец – умственной отсталости у детей, анемии, почечной недостаточности и так далее. Наш город – под прессом пылевых выпадений, сульфатов, фосфора, фтора и прочее, и прочее. Коэффициент техногенной нагрузки в разных пунктах города колеблется от 2 до10 (при значениях больше 10 считается, что территория опасна для жизни). Патологии нашего города – это 80% мигреней, 52% – расстройств памяти, 50% испорченных характеров, 25% неврозов у мужчин и 30% – у женщин, 20% химических расстройств, отставание в росте, 30% причин сокращения жизни на 12-20 лет, 15% причин суицидов, 30% потерь производительности ручного и 60 – умственного труда, 11% несчастных случаев, 15% потерянных рабочих дней, 38% отравлений.

   Я так подробно даю статистику, чтобы ещё и ещё раз подчеркнуть: жители подвергаются жесточайшему стрессу. Мы ещё как-то доживём. Но что ожидает наших детей? Вот что должно быть главным критерием, вот о чём следует думать в первую очередь!

   Экологическое невежество, экологическая халатность демонстрируются при принятии решений на всех уровнях. Экология – самый запущенный вопрос в деятельности депутатов. В городе нет программ по экологии.

   Только экологической небрежностью и преступным безразличием можно объяснить размещение огромных автостоянок у больниц вдоль лесных опушек. Кто и на каком местном «нюрнбергском процессе» предстанет перед народом, чтобы ответить, почему воздвигнут гаражный Вавилон на месте санитарно-защитной зоны между автозаводом и жилым районом? 44 тысячи деревьев, 52 тысячи кустарников должно было быть посажено здесь на площади 130 гектаров по проекту ещё к 1980 году. Кто практически ополовинил уникальный питомник бывшего РСУ ВАЗа?

   Мне скажут: в городе и так достаточно зелени. Опасное заблуждение. Согласно ГОСТу, для обеспечения нормальных условий жизни необходимо иметь на каждого жителя 50 м2 зелени. К 1980 году на одного жителя Автограда приходилось 22,2 м2. Сегодня значительно меньше. Из нормального расчёта Тольятти должен иметь площадь зелёной зоны в 103 тысячи гектаров. Проектная же площадь зелёной зоны города определена в 48 тысяч гектаров. Причём к ней попросту отнесли и имеющиеся массивы леса. Так что её размер в 2 раза меньше нормативного.

   Зато в Тольятти на одного жителя приходится 83 квадратных метра территории промышленной застройки (для сравнения: в США – 18). Добавьте сюда 350 гектаров городских земель, занятых под свалки и всяческие отвалы, и перед вами законченная безрадостная картина.

   Парадоксы экологической безнравственности особенно больно наблюдать в нашем лесу, представляющем собой экологически деградирующую среду. Горе-застройщики измордовали почвенный покров вокруг до безобразия. Где им было знать, что гумусный слой, который бесценен и формируется сотни лет, в нашем лесу не превышает 10 см, но задерживает большинство вредных веществ?

   Дурное дело нехитрое. Вот только кто остановит подобное варварство?

   Знали бы эти временщики, что когда-то в нашем лесу обитало 240 видов животных, что только по санитарно-гигиениченским показателям экономический эффект от городского леса около двух миллионов рублей в год, что лес в 2 раза снижает радиацию, на 40% - скорость ветра, задерживает до 86% пыли, уменьшает загрязнённость воздуха микробами на 44%, уменьшает концентрацию вредных веществ в 12 раз, поглощает 74% шума.

   Нам бы над каждым деревом трястись, когда знаешь, что одна сосна за сутки очищает воздух для микрорайона с населением 10 тысяч человек, а каждый гектар зелёных насаждений по влиянию на здоровье человека оценивается в 50 тысяч рублей в год. У нас в городе 0,03 дерева на человека при норме 20.

   Учёные доказали: человек на две трети принадлежит лесу. И если бы на Земле в одночасье исчезли все деревья, человечество прожило бы всего 4 минуты. Живые деревья снижают содержание сахара в крови, повышают содержание гемоглобина, увеличивают «боевитость» лейкоцитов (кстати, в Тольятти из-за высокой загрязнённости воздуха лейкоциты ниже нормы – уже «норма»), очищают организм от шлаков, улучшают работу желёз внутренней секреции. «При живом дереве жить – здоровым быть».

   Не устаю напоминать, что в год человек потребляет 400 килограммов кислорода, что равно «работе» 0,3 гектара леса, но сегодня, с возросшей загазованностью, деревьев должно быть на порядок больше (Тольятти вошёл в десятку городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха). Выходит, что лес наш работает на полный износ, и чтобы он креп и рос, ему не лихие эксперименты нужны, а срочная помощь. В Тольятти же нет своей экологической экспертизы, и не потому ли за последние постсоветские годы город подмял 300 гектаров лесопарковой зоны? В результате зелёных насаждений в Тольятти в 10 раз меньше нормы. Растут онкозаболевания, астма, диабет, больше рождается умственно отсталых детей. Мало кто знает, что даже рост наркомании находится в прямой зависимости от экологической обстановки, от состояния иммунитета подростков.

   Люди из беспокоящих их проблем экологию отодвигают на пятое место, редко вспоминая об её существовании, откладывая в сторону на потом в интересах «более важного дела».

   Наша социальная система была экологически обречена, и эта обречённость глубоко проникла в сознание каждого человека. А безверие в свою очередь порождало вседозволенность и цинизм. Такая экологическая бесперспективность не может длиться долго. Мы зашли уже очень далеко.

   Острота экологических проблем связана с разными аспектами. Так, во имя абсурдных экономических критериев в городе снова развёрнута производственная программа. Страны Запада и Япония давно уже дисконцентрируют промышленность, а мы вводим в строй всё новые мощности на компактной территории.

   Особенно стремительно наращивает темпы химия. Площадь химпредприятий за период их существования увеличилась более чем на тысячи гектаров. В своё время я делал целое исследование по экологической реконструкции Автозаводского района. Уже тогда анализ материалов показывал, что ситуация очень серьёзная. Она чревата ростом заболеваний дыхательных путей, астмой… Через 15 лет прогноз подтвердился. В середине 90-х по заболеваниям дыхательных путей Автозаводский район обогнал Центральный одним скачком. Ветер, очень сухой воздух, более низкая, чем в других районах, температура зимой. Уже тогда я предлагал создать зелёную защитную полосу из трёх рядов деревьев вдоль водохранилища, пересмотреть принципы прокладки дорог и бульваров. В Москве наш город спроектировали по принципу «спичечной» архитектуры, а мы только множим ошибки. Остро встаёт проблема транспортных связей? Так у нас все проблемы встают остро, потому что не было у нас перспективного мышления, не было понятия о том, что такое футуристическое планирование.

   То, что Тольятти построен не для людей, а для «рабочей силы», стало очевидно ещё на закате социализма. Однако при однообразии застройки, тоскливой архитектуре общественных зданий, дефиците парков у города были большие преимущества: близость Волги, масса зелени на улицах и дворах и остров леса между тремя районами. Очевидно, с наступлением новых времён и отношений такая роскошь кому-то сильно не даёт покоя.

   Вариант строительства трассы через лес считается наиболее экономичным. Но экономика никогда не была критерием развития. Опасно брать аргументы отсюда. Существуют демократические критерии – социальная полезность и целесообразность. Я уже не говорю про экологию. Не хочу обижать учёных. Но сегодня даже младенец знает: наука находится в таком жалком состоянии, что за деньги учёные выдадут любые результаты, о которых их попросят. Проект дороги сделан под определённый заказ, и нельзя говорить о научной объективности в этом случае. Я хотел бы видеть расчёты и предложения независимых экспертов. А кто считает такие абстрактные вещи, как нравственный ущерб? Ликвидация экологического ущерба во что городу обойдётся? Но мы считать умеем только у. е.

   Большинство областей лесостепной полосы таких, как наш, лесов не имеет. Нам сказочно повезло, мы должны его очищать, заботиться о нём, ухаживать за ним. Мы и без того не слишком разоряемся на парки, скверы, озеленения улиц. Все бывшие РСУ практически погибли. Не идёт нормальное воспроизводство газонов, скверов.

   Когда к нам приехал мэр города-побратима Флинта из США, он, в первую очередь, восхитился не заводами, а нашим лесом. Психология наших чиновников иная. Шедевр административной аргументации: «Мы не можем затормозить развитие промышленного города!» Да мы просто обязаны его затормозить! Тольятти – тупиковый город. Это была уникальная по своей бредовости мысль: создать такое количество промышленных предприятий вместе, где нет сквозного железнодорожного сообщения, где речной путь отрезан плотиной, как и трасса на Москву. Поэтому дальнейшее промышленное развитие должно быть приостановлено. Надо просчитывать другие модели.

   Чиновники пишут, что инфраструктура, в том числе и транспортная, должна формироваться по соображениям удобства для жителей. Я ненавижу слово удобство. Этим словом, как когда-то инквизиция именем Христа, делаются все гадости на свете. Мир давно уже понял, что благоприятные для человека экологические условия и удобства – это вещи несовместимые. Надо чем-то поступиться. И лучше удобством, потому что наши дети тогда меньше будут болеть, мы будем жить дольше. Неумение совмещать нравственные понятия с целесообразностью приводит к опасным вещам.

   Самая большая проблема власти – неумение организовать систему жизнедеятельности. Аварийность Южного шоссе объясняется не только перегруженностью: там ведь просто нет никакой разметки, никаких рядов, нормальных знаков, островков безопасности нет и в помине. Плюс ужасное качество дорожного покрытия.

   Посмотрим внимательно. Вот первая серьёзная развилка: поворот с Южного шоссе в сторону аэропорта. А чтобы попасть на Южное шоссе, надо миновать улицу Дзержинского. Она узкая, неудобная. Её можно было бы в 2-3 раза расширить, но – вот вам ошибка чиновников! - Здесь настроили гаражей. Теперь улица не просто узкая, но и перегруженная. Чтобы куда-то поехать, владелец автомобиля выводит его из гаража прямо на улицу Дзержинского.

   Улица 40 лет Победы – свободная и широкая. Пока. Почему никто не думает о её продлении с выходом на Обводную дорогу? Проблема заторов на Южном шоссе создаётся движением по кольцам: проект лесной дороги никак не снимает этой проблемы. Многоуровневая развязка стоит дорого. Но ещё неизвестно, во что обходятся городу эти пробки. Потом идут улицы Коммунальная и Транспортная. Их можно расширить. Однако место между ними отдано также под освоение фирмам. А пространство огромное. Что мешает расширить само Южное шоссе? Но опять повторяются прежние ошибки с застройкой.

   Защитники строительства лесной дороги исчерпали свои доводы тремя аргументами: уменьшение нагрузки на Южное шоссе; экономия времени и бензина; меньше себестоимость дороги в сравнении с затратами на реконструкцию Южного шоссе. Но ни одна и этих посылок не обоснована расчётами, не представлена открыто на суд общественности; каждая из них не выдерживает никакой критики и легко разбивается доказательствами оппонентов.

   Дорога через лес не решает транспортных проблем города, но ставит его перед новыми, и строить развязки на Южном шоссе всё равно придётся.

   Ездить по платной дороге смогут немногие. А доходы будут уходить в предпринимательский карман, так как дорога станет частной. Стоит ли ради этих «избранных» пускать под топор лес с территории 49 тысяч квадратных метров, который является общегородским достоянием нынешних и будущих поколений горожан?

   Если пользоваться американской методикой расчётов, оценивающих одно дерево за 50 лет в 196 тысяч долларов (сюда включается производство кислорода, снижение загрязнения воздуха, контроль эрозии и почвенного плодородия, регулирования водного режима, обеспечение мест обитания диких животных и производство протеина), то общий ущерб от строительства нашей лесной дороги составит около 600 млн. долларов. А ещё добавьте сюда нарушение путей миграции животных, что повлечёт за собой их постепенное вымирание.

   И, наконец, возникает основная угроза для экологической безопасности водозабора (единственного источника питьевого водоснабжения Центрального района и резервного источника Автозаводского района), при разрушении которого придётся изменять всю систему водоснабжения Центрального района, то есть прокладывать десятки километров новых трубопроводов.

   Да, проблема есть: за последние 20 лет число легковых автомобилей в Тольятти возросло в десятки раз. Но при чём здесь лесная дорога, если за все эти 20 лет так и не была создана ни нормальная программа сдерживания автомобилизации города, ни программа развития дорожной сети?

   Посмотрите, как просто оказалось (пусть не полностью) решить проблему Восточного кольца обычной установкой светофоров. Это лишь подтверждает догадку, что лесная дорога не имеет никакого отношения к трудностям передвижения. Иначе бы не было той завесы секретности, того откровенно яростного напора, что так характерны для идеологов сооружения дороги. Так обычно защищают свои кровные интересы и доходы. Не здесь ли стоит искать причины быстро изменяющихся опросов, оскорблений в адрес «зелёных», подтасовки аргументов?

   Городскому сообществу даже не пытаются объяснять, почему нет заключений по вопросу о дороге не только независимых экологов, но и официальных лиц из ГО и ЧС, лесхоза, СЭС, природо- и водоохранных ведомств.

   За последние годы практически погублены озеленительные организации, не разбито ни одного парка, – и это при дефиците зелёной зоны в 70%! Городское руководство словно не видит скорбного списка, где в зачёт идёт рост заболеваний и врождённых уродств. При этом мы наблюдаем, как по кромкам леса всё больше появляется различных автозаправок и других непонятных строений. Чиновный люд беззастенчиво раздаёт лучшие земли (понятно, что не бескорыстно) алчным дельцам. В городе явно происходит сращивание власти и бесстыдного капитала, а при такой связке уже нет места здравому смыслу и заботе о будущем.

   Что ж, читайте образец бюрократической заскорузлой мысли: «Нужно конкретизировать понятие лес, поскольку сосново-дубовый массив внутри города, по привычке именуемый лесом, уже лет 5 вряд ли можно называть таковым». Комментарии излишни.

   Конституционное право граждан на благоприятную природную среду провозглашено ООН в хартии экологических прав. В нашей стране на сегодняшний день это право трудно обеспечить.

   Нас, дорогие тольяттинцы, просто не любят. Вот и весь сказ. А чтобы самим не оказаться заложниками такой «сосново-дубовой» философии, они, наши начальники, строят себе «скромные» домики в Ягодном, Жигулях, Брусянах и прочих ещё не загаженных местах, рядовым горожанам оставляя возможность пребывать там, куда обрушиваются сотни тысяч тонн загрязнённых примесей. И это уже не экологическая безграмотность, а социальное вредительство, результаты которого обернутся тяжелейшими последствиями для здоровой жизни тольяттинцев.

   В Центральном районе существует почему-то один-единственный выезд на Обводную дорогу – по Новозаводской.

   Я не исключаю, что за проектирование лесной дороги были заплачены деньги, соотносимые с затратами на строительство одной развязки на Южном шоссе. В самых худших традициях городу навязывают решение чиновников. Где референдумы? Где опросы?

   По-прежнему нет механизма для сдерживания неправильных решений местной власти.

   Надо искать, кому выгодна эта дорога. Она – не для населения.

   Значит, за этой дорогой стоят очень серьёзные личные и небескорыстные интересы.

 

Главная

Публикация

Чат

Форум

Гостевая

 Web-дизайнер Для писем

Hosted by uCoz