Редактор

С. Г. Дьячков

 

 www.samtel.ru/~dyachkov

Газета общественной организации инвалидов г.  Тольятти "Фонд Дьячкова"

 

line2_4.gif

 Наш адрес: 445040,
г. Тольятти,
а/я 3031
тел.: 32-63-48
Наш индекс:  72672 
Цена свободная
 

 

 ИСТОРИЯ УСПЕХА МОЛОДОГО КАЛЕКИ

     В Тольятти для участия в международной конференции "Татищевские чтения" приезжала доцент, кандидат филологических наук Московского института мировой литературы имени А. М. Горького Светлана Островская - племянница Николая Островского, который написал неувядающий роман "Как закалялась сталь". Нам показалось крайне интересным поговорить с гостьей нашего города об её знаменитом родственнике.

СЕМЕЙНЫЕ КОЛЛИЗИИ

     Отец Светланы Островской, Дмитрий Алексеевич, - родной брат Николая Островского. В книге он выведен под именем Артёма Корчагина. Светлана Дмитриевна родилась в 1937 году, через год после смерти своего дяди, поэтому знает о нём лишь по рассказам отца и родственников.
     У Дмитрия Островского до появления в его жизни мамы Светланы Дмитриевны уже была семья, которая описана в книге "Как закалялась сталь". Григорий, сын от первого брака, прожил долгую жизнь и умер в преклонном возрасте, а вот дочери Зое выпала героическая и трагическая доля. После школы она ушла на фронт, а в самом конце войны, в первых числах мая 1945 года во Франкфурте-на-Одере она ехала по улице на мотоцикле, и шальная пуля сразила её в живот. Смерть Зои изменила жизнь Дмитрия Островского, весь остаток жизни он посвятил воспитанию внучки, которую Зоя родила во время войны. Мало того, Дмитрий Алексеевич женился на Раисе Островской - вдове Николая Островского, поэтому Светлану воспитывала только мама.
     Дмитрий Островский тем не менее не забывал о существовании Светланы: когда она училась в Московском пединституте им. Ленина и проходила практику в школе, отец по её просьбе нередко посещал школьников и рассказывал им о своём брате. Умер Дмитрий Алексеевич в 1963 году.

ПОБЕДА ДУХА НАД ТЕЛОМ

     Островская: Так получилось, что всю научную и творческую жизнь я посвятила Горькому, работая в музее Горького в Институте мировой литературы. Я принимала участие в изучении библиотеки и составлении каталога, и просто посмотрела, есть ли здесь Островский, и где это всё стоит. Смотрю: книга Островского "Как закалялась сталь" - по-моему, первое издание, первая часть, где штык и ветвь на обложке, - стоит на полке в секретарской, и в неё вложена вёрстка второй части "Как закалялась сталь", журнальная публикация в "Молодой гвардии". Было известно со слов жены Горького, Екатерины Пешковой, что в 1934 году Горький, выходя из кабинета, сказал: "смотри, какая книга! Это победа духа над телом". И эта фраза вошла в обиход.
     Несчастный Островский лежит больной и ждёт отзыва Горького. Друзья Островского говорят: "Вот завтра отзыв появится, послезавтра". История имела своё развитие дальше. На первом съезде писателей Ставский делал доклад о молодой литературе и упомянул "Как закалялась сталь", сказал, что такая книжка написана молодым бойцом, она будет примером для молодёжи, как этот мальчик Павка Корчагин: А Горький готовил съезд, читал рукописи всех докладов на съезде, и он это видел. В общем, всё прошло, на съезде Островского положительно упомянул Ставский. Вышла книжка, и Михаил Кольцов, наш известный журналист, который принёс всесоюзную славу Островскому, опубликовал большую статью в "Правде" - "Мужество". Ну и тут такая слава к Островскому пришла! Ему - дачу в Сочи, всё правительство Украины им заинтересовалось. И все заговорили об Островском.

СТАЛИН ЗАЩИТИЛ ОСТРОВСКОГО

     - В 1936 году, то есть уже почти перед смертью Островского, проходила дискуссия о молодёжной литературе, и был съезд комсомола, и на съезде хвалили книжку Островского. А Горький в это время был в Крыму, и ему туда послали стенограмму выступлений. Горький сказал: "Конечно, я понимаю, что книга - это образец, но надо её редактировать". Секретари ЦК убедили Горького, что редакторы помогают Островскому и что он пишет следующую книгу, "Рождённые бурей", и там всё будет иначе.
     Совсем недавно мне в нашем архиве показали письмо Сталина Горькому. Оказывается, Горький написал Сталину об Островском. Опять написал, что книга - образец, и что она плохо отредактирована, и что нельзя, чтобы это так было. И Сталин отвечает Горькому: "Вы же знаете, какая судьба этой книги и судьба её автора". В общем, Сталин защитил Островского. Этот факт нигде не упоминается.
     - Что сейчас будет у нас в Москве? Есть постановление правительства Москвы о праздновании столетия Островского. Наш институт мировой литературы тоже проводит ряд мероприятий. Видимо, у нас будет проходить "круглый стол" или заседание учёного совета. Можно считать, что академический институт отмечает юбилей писателя Николая Островского. Сейчас, по приезде в Москву, если будет возможность, я отправлюсь в музей Островского, который теперь называется "Центр" "Преодоление"" и работает довольно эффективно. В перестроечные годы, когда началось "брожение", я была в сочинском музее Николая Островского, где стоит памятник ему: Островский не лежит, весь такой больной, несчастный, измученный, а именно стоит. И таксист, который меня подвозил, посмотрел на этот памятник и сказал: "Ну, а Коля-то Островский что им сделал?" Вот так.

 


     В 30-е годы прошлого века книгу "Как закалялась сталь" называли "революционной библией", а самого Островского - революционным Христом". Спустя десятилетия в Британской энциклопедии появилась словарная статья следующего содержания: ""Как закалялась сталь" - книга об истории успеха молодого калеки". Конечно, беспощадные слова, а оттого и неточная характеристика. Можно по-разному относиться к Островскому - писателю. Можно не принимать его идеологию. Можно считать его апологетом коммунистического строя. Но нельзя не восхищаться мужеством Островского - человека, его жизнелюбием, умением преодолевать трудности и сопротивляться ударам судьбы. Его жизнь - это, бесспорно, пример стойкости и отваги в жизненной борьбе.
Вячеслав Смирнов

Пластилин

     Лепить папу легко, проще, чем грибок. Нужно раскатать две круглые лепёшки пластилина.

     Когда я был маленьким, мы лепили из пластилина. Толстая воспитательница раздала нам по две пластилиновые лепёшки каждому. Одну лепёшку надо было раскатать в длинную трубочку, другую - в тонкий блин. Если сложить трубочку и блин, получится грибок. Простая задача для подрастающих уже малюток.
     Я кладу руку на пластилин. Снимаю одну лепёшку с другой. Пытаюсь раскатать пластилин на столе. Безуспешно. Я катаю лепёшку по столу, она не становится ни тоньше, ни толще. Берусь за следующую - результат тот же.
     Другие дети справляются с заданием по-разному. У одних грибок получается прямым и красивым, у других - маленьким и скособоченным. Воспитательница подходит ко всем, каждому что-то советует, одним грибкам поправляет шляпки, другим - ножки. Воспитательница подходит ко мне.
     - Что у тебя получилось? - спрашивает она ласково.
     Я кладу лепёшку на лепёшку. По-моему, теперь конструкция всё-таки немного больше похожа на гриб.
     - И что это такое? Что ты тут налепил?
     Воспитательница берёт мой пластилин, разминает быстрыми, ловкими движениями здоровых пальцев.
     - Теперь ты понял, как надо?
     Я киваю. Теперь я понял.
     - А теперь, дети, посмотрим, у кого получился самый красивый грибок. Самый красивый грибок получился у Рубена.
     Я оглядываю стол. Грибок, который стоит передо мной, действительно самый прямой и правильный. Мне всё равно. Это не мой грибок.

     Моя дочка лепит папу. Лепить папу легко. Проще, чем грибок. Нужно раскатать две круглые лепёшки пластилина. Две одинаковые лепёшки, два колеса инвалидной коляски.

     А теперь, дети, посмотрим, у кого получился самый красивый грибок.

Рубен ГОНСАЛЕС

 

Главная

Публикация

Чат

Форум

Гостевая

 Web-дизайнер Для писем

Hosted by uCoz