Редактор

С. Г. Дьячков

 

 www.samtel.ru/~dyachkov

Газета общественной организации инвалидов г.  Тольятти "Фонд Дьячкова"

 

line2_4.gif

 Наш адрес: 445040,
г. Тольятти,
а/я 3031
тел.: 32-63-48
Наш индекс:  72672 
Цена свободная
 

 

Что нужно знать при замене льгот деньгами 

  • Льготы не отбирают, а заменяют ежемесячными денежными выплатами.
  • Эти деньги можно получить, только отказавшись от бесплатных услуг с 2006 года.
  • У каждой группы льготников своя сумма, которую считали исходя из списка положенных ему федеральных льгот.
  • Те граждане, у которых тяжёлые заболевания (онкология, бронхиальная астма, сахарный диабет), могут дополнительно обращаться в случае нуждаемости за государственной социальной помощью.
  • Ни в собесы, ни в отделения Пенсионного фонда сейчас никому бежать не надо.
  • Каждый льготник получит извещение, где ему будет предложено: или просто взять деньги, чтобы потратить их на что считает нужным (даже на покупку продуктов в магазине), или часть выплаты получить в виде так называемого социального пакета, куда входят бесплатные годовые проездные билеты, бесплатные лекарства на определённую сумму и бесплатная путёвка на лечение в санаторий.
  • Если, например, инвалиду нужны лекарства и лечение в санатории, но он не ездит в метро или городском транспорте, он может выбрать себе из социального пакета только то, что ему нужно, а остальное получить деньгами.
  • Социальный пакет будет стоить 440 рублей, цены без накруток, правительство собирается заключить тарифное соглашение с транспортниками, производителями лекарств.
  • Ежемесячные выплаты будут индексироваться, как пенсии (то есть увеличиваться), с учётом роста цен в целом по стране.
  • Ежемесячные денежные компенсации льгот будут выплачиваться вместе с пенсией, но как отдельная прибавка.
  • Прибавка к пенсии повысит социальные выплаты до 6,5-7 тысяч рублей в месяц.
  • Новая схема социальной помощи начнёт действовать с января 2005 года.
  • Одна из самых многочисленных групп, пользующихся социальными поблажками – ветераны труда и работники тыла, – не входит в группу федеральных льготников.
 

 

Какими льготами пользовались инвалиды и какие изменения предлагаются с 2005 года

 

Категории льготников Какие льготы имеют сейчас Что предлагается с 2005 года
Инвалиды войны Проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; жилищно-коммунальные услуги; абонентская плата за телефон и его установка; Проезд междугородным транспортом; санаторные путёвки; обеспечение транспортом с передачей права вождения членам семьи; вневедомственная охрана; протезирование и зубопротезирование. Ежемесячная выплата 2000 рублей
Льготы: протезирование (кроме зубопротезирования); жилищно-коммунальные услуги
Инвалиды Льготы: проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; жилищно-коммунальные услуги; абонентская плата за телефон; проезд междугородным транспортом; санаторное лечение; обеспечение транспортом с передачей права вождения членам семьи; протезирование и зубопротезирование Ежемесячная выплата: инвалиды (III степень) 1400 рублей - 1 группа инвалиды (II степень) 1000 рублей - 2 группа инвалиды 800 рублей - 3 группа дети-инвалиды 1000 рублей
Льготы: протезирование (кроме зубопротезирования), жилищно-коммунальные услуги
 

ПРОБЛЕМА: По некоторым данным, в России 0,1% студентов-инвалидов


     
По данным Минздрава России в стране более 620 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Большинство из них не может получить достойного образования. По официальной статистике, в 2002/2003 учебном году меньше 150 тыс. из них учились в общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях. Остальные получают образование в специальных учебных заведениях либо вообще не посещают в школу. То есть получить дальнейшее образование, овладеть профессией ребёнок не может, значит, он никогда не сможет вести самостоятельную жизнь и обеспечивать себя.
Таблица 1

 Проблема

Решение

 Отсутствует местная политика по обучению детей-инвалидов. Педагоги считают, что дети необучаемы.

 Законодательство гласит, что у нас нет необучаемых детей. Есть много случаев, когда “необучаемые”, как их называли, дети стараниями взрослых успешно начинали и заканчивали учёбу.

 Стандарты обучения детей-инвалидов в спецшколах уже давно не менялись. Как работали по старым методикам 20-30 лет назад, так и работают.

 Нужно модернизировать спецшколы. В обычные школы коррективы вносились не раз, коррекционные же учреждения практически не изменились.

 Точное количество детей-инвалидов в России нгдо сих пор неизвестно. Только в некоторых регионах есть данные о них. Например, по данным соцзащиты, в Москве 28,4 тыс. детей-инвалидов до 18 лет. По другим данным, их 26 тысяч.

 Без цифр не обойтись: если точно неизвестно, скольким детям необходимо обеспечить обучение, то непонятно, сколько денег нужно на это выделить и чего именно требовать.

 Многие родители детей-инвалидов хотят, чтобы они учились в общеобразовательной школе и были более подготовлены к жизни. Некоторые родители здоровых детей этому противятся.

 Чтобы жить в цивилизованном обществе и сделать инвалидов его полноправными членами, нужно принимать людей с ограниченными физическими и умственными возможностями везде, в том числе и в школе. Нельзя изолировать человека на каком-то этапе его жизни, а потом “принять” в своё общество.

 Отдавая ребёнка-инвалида в детский сад, родители сталкиваются с тем, что воспитатели не владеют методикой работы с их малышами.

 Для этого есть дефектологи. Уже сейчас для воспитателей и учителей проводятся семинары, где можно узнать, как лучше работать с детьми-инвалидами. Такие знания лучше давать на уровне вузовской подготовки для всех будущих педагогов.

 Качество образования при надомном обучении и в спецшколах, как правило, ниже государственных стандартов, поэтому выпускникам сложно поступить в вуз. Кроме того, надомное обучение обычно строго не контролируется: ходит ли педагог, как он занимается с ребёнком, какие отношения между учеником и учителем. А поскольку ученик прикрепляется к ближайшей школе по месту жительства, пожаловаться очень проблематично: в случае конфликта придётся менять школу, и вряд ли другой учитель из соседнего района захочет приезжать к вам домой.

 Обучение детей-инвалидов в спецшколах и на дому должно контролировать государство и администрация школы в частности

 В общеобразовательной школе ребёнок-инвалид привыкает к общению – это плюс. С другой стороны, учитель не может уделять дополнительное внимание такому ученику, остальные могут заскучать.

 Отстающие ученики есть в любом классе. Когда речь идёт о детях с серьёзными видами инвалидности, которым нужно помогать учиться, можно привлекать помощников, дополнительных учителей, организовывать дополнительные уроки. Как вариант можно создать в общеобразовательных школах коррекционные классы. Программа у них будет своя, но дети смогут общаться друг с другом на переменах, праздниках, линейках.

 Вне зависимости от того, как учится ребёнок: дома, в спецшколе или посещает общеобразовательные учреждения – государство перечисляет деньги в спецшколу.

 Средства должны перечисляться целенаправленно в то место, где учится ребёнок. Причём средств этих нужно не так много: обучение ребёнка-инвалида в общеобразовательной школе обходится в 4-5 раз дешевле, чем в специальной.

 Фактически выбор в обучении ребёнка-инвалида отсутствует. Государственные средства на образование часто не доходят до такого ученика, потому что финансирование идёт только через учреждения. Если же в районе нет спецучреждения и родители сами найдут надомных педагогов, школу либо готовы обучать ребёнка своими силами, возвратить затраченные средства они не могут. Хотя в законах об образовании и социальной защите компенсаторные моменты обучения оговариваются.

 Затраченные на домашнее образование деньги государство должно возвращать. Либо предоставлять родителям возможность самим находить учителей и выбирать способ обучения ребёнка. Государство должно субсидировать такое образование, выделяя отступные средства по заявлению родителей. При этом закон есть, но он не работает.

 В школах не хватает оборудования. Например, для слепых детей нужны специальные учебники, аудиозаписи в дополнение.

 Вместо того, чтобы постоянно переиздавать одни и те же учебники, направить деньги на дополнительное оснащение учебных пособий необходимыми материалами для детей с ограниченными возможностями. Если из образовательных программ изъять учебники, не соответствующие этим предписаниям, средства на такую модернизацию у издателей найдутся.

 Во многих школах даже после капитального ремонта интересы инвалидов не учитываются.

 Обязать строительные организации после капремонта оборудовать школы хотя бы пандусами.

 Сравним: сколько инвалидов хотят поступить в вуз и реально это делают. Например, в один из вузов Екатеринбурга было подано 53 заявления от инвалидов 1-2-й групп. 26 из них смогли сдать экзамены на положительные оценки (это говорит об уровне знаний), половина поступивших отсеялись после первой сессии, ещё часть оставили учёбу потому, что им трудно передвигаться

 Нужны центры довузовской подготовки по принципу рабфака. Например, в Челябинском госуниверситете процесс интеграции идёт давно и успешно. 10 лет назад при университете открылся региональный центр образования инвалидов, где им дают довузовскую подготовку. Разработаны формы, методика обучения. Сам университет полностью доступен для инвалидов, которые могут учиться там наравне со всеми. Всё это время программа существует на правах эксперимента. Хотя её можно было бы внедрять и в другие учебные заведения. В Н. Новгороде успешно работает региональный центр подготовки к обучению инвалидов с нарушением зрения. Методику могли бы взять на вооружение другие регионы. . Развивать дистанционное образование на федеральном уровне. Как правило, если дистанционное обучение есть в институте, то на платной основе. Инвалиды могли бы иметь на него льготы.

 Инвалидам практически не предоставляется бесплатное дистанционное обучение. Для многих из них это единственная возможность получить образование (как, например, в Казани, где инвалиды с успехом учатся дистанционно). У многих людей с ограниченными физическими возможностями есть дома компьютеры, они могут учиться, но нет средств оплатить образование. Здравоохранение, финансовые, социальные и образовательные ведомства работают отдельно друг от друга. Одни принимают решение, другие не хотят его выполнять.

 Министерства должны работать вместе. Связующим звеном в их работе могут быть общественные организации инвалидов (как, например, в Самарской области, где уже есть сдвиг в плане проблем образования). Кроме того, законы должны разрабатываться с привлечением организации инвалидов, чтобы их потом не пришлось дорабатывать или признавать несостоятельными.

Таблица 2

Ваше право

Закон

Что это значит

Каждая государственная и муниципальная общеобразовательная школа обязана принимать всех детей, достигших 8 лет и проживающих на прикреплённой к ней территории

Закон РФ “Об образовании” от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в действующей редакции п. 1 ст. 16 и п. 2 ст. 19. Письмо Минобразования РФ от 19 июня 1998 г. № 06-51-138ин/14-06 “О нарушениях при приёме детей в первые классы общеобразовательных учреждений”.

Школа не может отказаться принимать ребёнка на том основании, что он инвалид, но она и не обязана создавать для него специальные условия обучения. Частные школы не обязаны принимать детей-инвалидов, но могут это делать.

Дети-инвалиды имеют право учиться в специальных (коррекционных) школах с согласия родителей. Направление туда дают органы управления образования по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Дети-инвалиды имеют право обучаться на дому с согласия родителей при наличии заключения лечебно-профилактического учреждения.

Закон РФ “Об образовании” от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в действующей редакции п. 10 ст. 50.

Выбор этих форм обучения является правом, а не обязанностью родителей. Никто не может принуждать вас к выбору именно этих форм.

Родители имеют право обучать ребёнка-инвалида на дому самостоятельно. Органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном учреждении соответствующего типа и вида.

Закон РФ “Об образовании” от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в действующей редакции п. 1 ст. 10; Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861, п. 8.

Речь идёт о семейном образовании, которое отличается от надомного. При обучении на дому к ребёнку приходит учитель из школы, родители получают только компенсацию на питание, труд учителя оплачивает государство. При семейном обучении родители организуют процесс самостоятельно или нанимают учителя. Затраты на это компенсирует государство. Причём, если ребёнку рекомендовано обучение в спецшколе, то и компенсация должна соответствовать затратам на такое обучение. Промежуточную итоговую аттестацию проводит школа (спецшкола). Между ней, органом управления образованием и родителями заключается трёхсторонний договор.

Дети-инвалиды и инвалиды I и II групп имеют право поступать вне конкурса в государственные и муниципальные учреждения высшего и среднего профессионального образования при условии успешной сдачи экзаменов и отсутствия в индивидуальной программе реабилитации инвалида противопоказаний для обучения в этих учреждениях.

Закон РФ “Об образовании” от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в действующей редакции п. 3 ст. 16.

Инвалид должен быть зачислен в учебное заведение, если сдал экзамен на оценку “удовлетворительно”. То есть существует льготный порядок (для других абитуриентов существует конкурс). Частные учебные заведения не обязаны давать льготы, но могут это делать. Право на среднее и высшее образование может быть ограничено, если индивидуальная программа реабилитации содержит противопоказания для обучения в отдельных учебных заведениях.

Инвалидам I и II групп, бесплатно обучающимся в государственных и муниципальных вузах на дневном отделении, размер назначаемых стипендий увеличивается на 50%.
Данная категория имеет право на получение социальной стипендии, которая не зависит от успехов в учёбе.

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” в действующей редакции п. 3 ст. 16
Постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. № 487, п. 7 и п. 24.

Размер любых стипендий, назначаемых указанной категории в вузах, должен повышаться на 50%.
Это может быть, например, социальная или академическая стипендия. Социальная стипендия выплачивается отдельным категориям студентов вне зависимости от их оценок. Академическая стипендия выплачивается всем студентам, которые сдают экзамены на “хорошо” и “отлично”.

Главная

Публикация

Чат

Форум

Гостевая

 Web-дизайнер Для писем

Hosted by uCoz